УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СДАЧА

Как-то нахлынуло.
     8 ноября 2008 при проведении ходовых испытаний пл пр.971 погибло 18 гражданских (заводских и прикомандированных контрагентов).
     Я тоже был прикомандированным контрагентом. И сдавал ( по своей части, конечно) пять лодок, в конце 80-х, начале 90-х.
    Лодка была шестой, и планировалась к сдаче в 1994 году. В свое время каждый год сдавали по лодке. Эта-  была последним корпусом, изготовленным на судозаводе в Комсомольске на Амуре и ждала финансирования и наполнения оборудованием долгих 14 лет, хотя Ельцин уже законсервировал и судозавод и прекратил всякое государственное финансирование. Завод перебивался с заготовок леса до изготовления мебели, но сваренный корпус резать и сдавать в металлолом не стал. Я успел заполучить инфаркт, выйти на инвалидность и потом плавно перейти на пенсию по старости, когда подошло время ОНО,- сдачи. И результат «превзошел все ожидания»!
   Не знаю, удастся ли Высокой комиссии выяснить, кто врубил фреон в первый отсек с пульта Центрального. Ведь фреон включается ТОЛЬКО ВРУЧНУЮ. И клапан баллона с фреоном надо повернуть, и тумблер включить. На практике эта процедура почти не используется. При подготовке надо убедиться в том, что все включились в ИДА ( индивидуальный дыхательный аппарат, обеспечивающий автономно кислородом и гелием ). Аппарат тяжел и никто его на себе все время не таскает. Обычно он валяется в укромном месте около рабочего поста. А по лодке все бегают с легким ПДУ ( противодымным устройством, таким же, как и у шахтеров). ПДУ защищает на какое- то короткое время от дыма, а фреон просто замещает кислород.
   Первый отсек на лодке- торпедный, но на ходовых испытаниях полного комплекта торпед нет, только учебные муляжи, поэтому стеллажи для торпед накрываются матрацами, на которых отдыхает сдаточная команда ( больше- негде).
Правда я иногда пристраивался в центральном, за шкафами вдоль кабельных трасс, но там не очень удобно, т.к. приходилось изгибаться так же, как проложена трасса.
Преимущество- всегда рядом со своим комплексом и всегда в курсе событий.
В зону отдыха никто ИДА не таскает.
И дело было после Праздника. История требует жервоприношений!
    Ходовые и государственные испытания подводных лодок проводятся на сдаточной базе, расположенной в маленьком городке Большой Камень, расположенном в трех часах езды автобусом из Владивостока. Места- красивейшие! А бытовые и социальные условия жизни сдатчиков,- тяжелейшие.
   В самом городе- обшарпанные, вонючие общежития. Сдаточная база строилась ЗЕКами еще в ту пору, когда город был местом заключения. Сам проект базы типично режимный, с длинными коридорами и глухими поворотами. Так и кажется, что сейчас увидишь «человека с ружьем» и он потребует пропуск.
   Впрочем, проект здания лодочного ЦКБ «Рубин», расположенного почти в центре Санкт-Петербурга, такой же. Такая вот «шарашкина архитектура». Пьянство среди сдатчиков- всеобщее. Каждый день что-то сдается и обмывается. Я знал контрагентов, которые и не выходили за ворота сдаточной базы, там же и отсыпались в укромном уголке, и опохмелялись от начала до конца командировки.
   Спирт положен для проведения работ, а еда всегда найдется у экипажа ( не все ведь живут на лодке). Да и в заводскую столовую выдают бесплатные талоны на обед. Так что от голода помереть сложно. И закуска всегда найдется.
    Начальство относится к пьянству терпимо,- где найдешь других специалистов, да и сама обстановка располагает,- металл, техническая грязь ( масло и пр.), радиация. Работа тяжелая и нервная, что говорить. И традиции…. .
    Что касается ЧП при сдаче, то их тоже хватало. Хотя мне лично,- везло. Особенно запомнился взрыв баллона ВВД (воздуха высокого давления). Лодку тряхнуло, как от взрыва. К счастью, мы находились в надводном положении. А по плану должны были быть на глубоководном погружении, на глубине 300 метров. Легкий корпус разворотило напрочь. Продуться с глубоководного мы бы не смогли. Обошлось.
    Сдатчиков было много. Поэтому частично нас загружали на обеспечивающий буксир или подвозили к месту сдаточных испытаний на автобусе. Последнее было самым интересным. Через уссурийскую тайгу ( хребет Сихоте-Алинь), бывшие с детства «на слуху» поселок Лазо в бухту Ольга,- самую глубинку Приморья, где и тигра встретить- не в диковинку! Оттуда буксиром нас доставляли на лодку, а «отстрелявшихся» ссаживали в автобус, возвращавшийся в Большой Камень.
 
 
 
 
 
 

 



 телефонная база
 АНЕКДОТЫ
 ПИЛОМАТЕРИАЛЫ
 желтые страницы

ПРИРОДООХРАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ В МОРЕ


Мой E-Mail: zavilovich@hotmail.com
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


Hosted by uCoz