|
СДАЧА
Как-то нахлынуло.
8 ноября 2008 при проведении
ходовых испытаний пл пр.971 погибло 18 гражданских (заводских и прикомандированных
контрагентов).
Я тоже был прикомандированным
контрагентом. И сдавал ( по своей части, конечно) пять лодок, в конце 80-х,
начале 90-х.
Лодка была шестой, и планировалась
к сдаче в 1994 году. В свое время каждый год сдавали по лодке. Эта-
была последним корпусом, изготовленным на судозаводе в Комсомольске на
Амуре и ждала финансирования и наполнения оборудованием долгих 14 лет,
хотя Ельцин уже законсервировал и судозавод и прекратил всякое государственное
финансирование. Завод перебивался с заготовок леса до изготовления мебели,
но сваренный корпус резать и сдавать в металлолом не стал. Я успел заполучить
инфаркт, выйти на инвалидность и потом плавно перейти на пенсию по старости,
когда подошло время ОНО,- сдачи. И результат «превзошел все ожидания»!
Не знаю, удастся ли Высокой комиссии
выяснить, кто врубил фреон в первый отсек с пульта Центрального. Ведь фреон
включается ТОЛЬКО ВРУЧНУЮ. И клапан баллона с фреоном надо повернуть, и
тумблер включить. На практике эта процедура почти не используется. При
подготовке надо убедиться в том, что все включились в ИДА ( индивидуальный
дыхательный аппарат, обеспечивающий автономно кислородом и гелием ). Аппарат
тяжел и никто его на себе все время не таскает. Обычно он валяется в укромном
месте около рабочего поста. А по лодке все бегают с легким ПДУ ( противодымным
устройством, таким же, как и у шахтеров). ПДУ защищает на какое- то короткое
время от дыма, а фреон просто замещает кислород.
Первый отсек на лодке- торпедный,
но на ходовых испытаниях полного комплекта торпед нет, только учебные муляжи,
поэтому стеллажи для торпед накрываются матрацами, на которых отдыхает
сдаточная команда ( больше- негде).
Правда я иногда пристраивался в центральном,
за шкафами вдоль кабельных трасс, но там не очень удобно, т.к. приходилось
изгибаться так же, как проложена трасса.
Преимущество- всегда рядом со своим комплексом
и всегда в курсе событий.
В зону отдыха никто ИДА не таскает.
И дело было после Праздника. История требует
жервоприношений!
Ходовые и государственные испытания подводных лодок
проводятся на сдаточной базе, расположенной в маленьком городке Большой
Камень, расположенном в трех часах езды автобусом из Владивостока. Места-
красивейшие! А бытовые и социальные условия жизни сдатчиков,- тяжелейшие.
В самом городе- обшарпанные, вонючие общежития. Сдаточная
база строилась ЗЕКами еще в ту пору, когда город был местом заключения.
Сам проект базы типично режимный, с длинными коридорами и глухими поворотами.
Так и кажется, что сейчас увидишь «человека с ружьем» и он потребует пропуск.
Впрочем, проект здания лодочного ЦКБ «Рубин», расположенного
почти в центре Санкт-Петербурга, такой же. Такая вот «шарашкина архитектура».
Пьянство среди сдатчиков- всеобщее. Каждый день что-то сдается и обмывается.
Я знал контрагентов, которые и не выходили за ворота сдаточной базы, там
же и отсыпались в укромном уголке, и опохмелялись от начала до конца командировки.
Спирт положен для проведения работ, а еда всегда найдется
у экипажа ( не все ведь живут на лодке). Да и в заводскую столовую выдают
бесплатные талоны на обед. Так что от голода помереть сложно. И закуска
всегда найдется.
Начальство относится к пьянству терпимо,- где найдешь
других специалистов, да и сама обстановка располагает,- металл, техническая
грязь ( масло и пр.), радиация. Работа тяжелая и нервная, что говорить.
И традиции…. .
Что касается ЧП при сдаче, то их тоже хватало. Хотя
мне лично,- везло. Особенно запомнился взрыв баллона ВВД (воздуха высокого
давления). Лодку тряхнуло, как от взрыва. К счастью, мы находились в надводном
положении. А по плану должны были быть на глубоководном погружении, на
глубине 300 метров. Легкий корпус разворотило напрочь. Продуться с глубоководного
мы бы не смогли. Обошлось.
Сдатчиков было много. Поэтому частично нас загружали
на обеспечивающий буксир или подвозили к месту сдаточных испытаний на автобусе.
Последнее было самым интересным. Через уссурийскую тайгу ( хребет Сихоте-Алинь),
бывшие с детства «на слуху» поселок Лазо в бухту Ольга,- самую глубинку
Приморья, где и тигра встретить- не в диковинку! Оттуда буксиром нас доставляли
на лодку, а «отстрелявшихся» ссаживали в автобус, возвращавшийся в Большой
Камень.
телефонная база АНЕКДОТЫ ПИЛОМАТЕРИАЛЫ желтые страницы ПРИРОДООХРАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ В МОРЕ
Мой E-Mail: zavilovich@hotmail.comВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ