|
ТЕРМИНАЛ
Нефтеналивной порт Приморск Ленинградской области
расположен на Карельском перешейке в 147 км от Санкт-Петербурга и в 42
км от Выборга на берегу Финского залива. Нефтеналивной порт Приморск является
важнейшей составной частью и конечным пунктом Балтийской трубопроводной
системы, которая развивается как новое независимое направление транспортировки
нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья, а также
нефти стран СНГ на экспорт. Первый танкер с нефтью отправился 27 декабря
2001 года.
С точки зрения экологии нефтяной терминал интересен
своим близким расположением к заказнику “Березовые острова” международного
значения (менее 5 км). Чтобы исключить экологическую катастрофу, данный
объект должен быть обеспечен повышенной безопасностью.
Морской терминал «Приморск» является конечным пунктом
магистрального нефтепродуктопровода «Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск»,
состоящего из трех трубопроводов ДУ 530 мм, и предназначен для приема нефтепродуктов
(дизельного топлива, бензинов и авиационного топлива) из магистрального
нефтепродуктопровода, хранения их и отгрузки в танкеры на экспорт.
По итогам 2004 года перевалка нефтяных грузов в
Приморске составила 42?млн. тонн. Согласно плану развития, в 2006 году
мощность этого порта должна достигнуть 60?млн. тонн. Максимальное количество
отгружаемой партии нефти составляет 150 тыс. тонн.
Терминал располагается на побережье Балтийского
моря Ленинградской области и представляет собой комплекс, состоящий из:
- припортовой нефтебазы (цех № 1);
- узлов коммерческого учета нефтепродуктов;
- портовых сооружений с двумя глубоководными и двумя мелководными причалами;
- очистных сооружений;
- базы портофлота;
- бункеровочной нефтебазы (цех № 3).
Припортовая нефтебаза включает в себя цех №1 – для
приема, хранения и отгрузки нефтепродуктов и цех №3 – для бункеровки судов
топливом.
Среди основных технологических сооружений цеха №1
– резервуарный парк, наливные насосные станции, камеры приема очистных
и диагностических устройств, площадки фильтров и узлы защиты, узлы коммерческого
учета, технологические трубопроводы. Цех №3 представляет собой комплекс
сооружений, предназначенных для приема и хранения бункерного топлива (мазут,
дизельное топливо) и отгрузки их на суда.
Нефтяной терминал выполняет ряд сопутствующих функций
по обслуживанию судов: прием с судов балластных и льяльных вод; прием и
обезвреживание парогазовых смесей из нефтяных танков судов; погрузку (бункеровку)
на суда топлива (мазута, дизельного топлива) для энергосиловых установок;
погрузку пресной воды для хозяйственно-бытовых нужд. Также предоставляются
дополнительные услуги по проводке, швартовке и отшвартовке судов, приему
с судов твердых бытовых отходов.
В порту работают службы:
- Инспекция Государственного надзора;
- лоцманская служба;
- СУДС - служба управления движением судов;
- Таможенный пост «Морской порт Приморск».
Гидротехнические сооружения нефтеналивного терминала
спроектированы с учетом нагрузок от волн, льда и судов.
В порту имеется четыре причала: два глубоководных
грузовых причала и два мелководных причала. Внешняя часть причала (глубоководная
часть) предназначена для швартовки танкеров, внутренняя часть (мелководная)
- для судов вспомогательного флота.
Характеристики причалов: тип – двухъярусный эстакадный,
длина - 735 м; глубина 17,5 м.
Причал соединяется с берегом эстакадой, по которой
проложены технологические трубопроводы Ду 400 и Ду 250.
На причалах находится технологическая площадка для
размещения основного и вспомогательного технологического оборудования.
На причалы выходят грузовые трубопроводы с задвижками, к которым подключаются
шлангующие устройства, размещаемые на технологической площадке. Шлангующие
устройства предназначены для подключения грузовых трубопроводов терминала
к приемным манифольдам танкера (клинкетам) и обеспечения погрузки в условиях
ограниченного перемещения танкера относительно причала. На берегу расположены
устройства регулирования производительности налива, коммутационные и запорные
задвижки, узлы учета нефти, нефтепродуктов и балласта, предохранительные
устройства.
Глубины и инфраструктура позволяют порту Приморск
обслуживать суда со следующими параметрами:
- максимальная длина – 307 м;
- максимальная осадка – 15 м;
- максимальное водоизмещение – 150 тыс. тонн;
- минимальное водоизмещение – 20 тыс. тонн.
В порту имеется:
- сборщик судовых вод и мусора - 1 шт.,
- портово-рейдовый нефтемусоросборщик - 1 шт.,
- судно-бонопостановщик (1шт.) с морскими бонами (1 км),
- судно-скиммер-плавемкость г/п 1 000 т. - 1 шт. с ледовой приставкой
(1?шт.) для сбора нефти во льду и сдачи ее в береговую емкость,
- малый катер нефтесборщик с кассетами - 3 шт.,
- специализированное судно типа "Ясный" 1 шт. с нефтесборным оборудованием
- скиммерами (10 шт.) и морскими бонами (2 км),
- судно-скиммер-плавемкость г/п 1 000 т. (1 шт.) с ледовой приставкой
(1?шт.),
- катер-бонопостановщик 2 шт.
Для быстрого и подвижного соединения грузовых трубопроводов
терминала с приемораздаточными патрубками (манифольдами) танкера применяют
шлангующие устройства (стендеры). На глубоководных грузовых причалах имеется
по 5 автоматизированных стендеров, производительностью от 8000 до 12000
т сырой нефти в час, в зависимости от грузовместимости танкера.
Стендер типа RCMA-S “Чиксан” фирмы “FMC Europe SA
Equipement Petrolier” (Франция). Опорный стояк является основанием всей
конструкции и рассчитывается на нагрузку собственного веса рукава, максимальных
ветровых нагрузок и веса жидкости, находящейся в рукаве во время перекачки.
По нему осуществляется перенос жидкости (нефти) из причального трубопровода
в рукав и наоборот. Система противовесов позволяет сбалансировать рукав
стендера и уменьшить нагрузку на присоединительный фланец танкера. Для
присоединения стендера к фланцам танкера на конце внешнего плеча устанавливается
быстроразъемное устройство с автоматизированным управлением.
При подсоединении к танкеру стендер должен быть
освобожден от нефти для уменьшения нагрузок. После окончания погрузки стендер
должен быть осушен для исключения разлива остатка нефти на палубу или в
залив.
Максимальная производительность стендеров достигает
16 тыс. м3/ч. Отчет о погруженной партии нефти выдается уже через 30 сек.
по окончании налива.
|