|
ЭПИЛОГ.
( вместо Завещания )
Контакты с альма-матер восстановились только после
инфаркта, через 35 лет после выпуска. Раньше общаться не было возможности
как по причинам занятости, так и по режиму закрытости .
Последний раз в гостях в доме Всеволода Всеволодовича
Тимонова у Поклонной горы я был в мае 1969 года. Я вернулся из почти годовой
длительности похода в Индийский океан и горел юношеским желанием поделиться
с Учителем. Тем более, что было чем.
Мы не были дома почти год, проводили гидрографический
промер у о.Диега-Гарсия, где американцы еще только собирались строить крупнейшую
в Индийском океане военно-морскую базу. Мир был сложен. Танки ввели в Прагу.
Но главное, из-за чего весь гидрографический флот выгнали в Индийский океан,
было, конечно, в обеспечении подъема спускаемого аппарата после посадки
на луну ( наиболее экономичный по топливу вариант) . В час «Х» корабли
должны были выстроиться вдоль меридиана приводнения от о.Маврикий вблизи
экватора до о.Кергелен вблизи Антарктиды. Мы очень хотели опередить американцев.
Всеволод Всеволодович был, как всегда, увлекателен,
воодушевлен и энергичен. О всем расспрашивал с дотошностью экзаменатора,
внимательно слушал. Рассказывал сам, как правильно настаивать водку на
лимонных и апельсиновых корочках. Надо тщательно очистить и мелко нарезать
цедру, залить водкой и выставить на солнце. Солнце- обязательный ингридиент!
Водка была действительно вкусной и не горькой. Я вынимал раковины и кораллы,
привезенные в подарок. И раковины, и кораллы из Индийского океана были
восхитительны!
В промежутках между планируемыми запусками ( выходами
в точку) мы становились на якорь у коралловых островов Каргадос- Карахос,
выезжали на баркасе на берег, собирали раковины и кораллы, купались. Острова
были маленькими и ненаселенными. Людей, кроме одного одичавшего французского
орнитолога, изучавшего многочисленные поселения птиц, не было. Мы подкупали
орнитолога хлебом собственной выпечки, но он все равно нас заложил. Острова
принадлежали Маврикию, и мы втихаря нарушали его суверенитет. А все дело
в том, что из-за событий в Чехословакии ни одно островное государство не
давало нам разрешения на заход для бункеровки. Запуски зондов все переносились,
топливо и еда кончались, а танкеры и лесовозы только выходили из Одессы.
Хотя я и старался вести дневники, даже в автономках на
ПЛ, но связное жизнеописание откладывал «на потом». Всегда находились какие-то
неотложные увлечения: то экология, то создание сайта, то попытка
немного переориентировать приоритеты обучения специалистов- океанологов.
За 35 лет многое изменилось. И в мире, и в стране, и в
обществе. Только люди меняются медленнее. И почему-то не в лучшую сторону.
Может, правда, это я изменился и стал брюзжать, как и положено старику?
Конечно, раньше лучше не было, было «моложе»!! И было
интереснее. До 1975-76 года, примерно. А дальше- начался застой. В науке,
технике, технологии и в обучении ,как оказалось, так же. Застой- это когда
реальное дело заменяется говорильней. Всякие там планы мероприятий, процедуры
согласований, балансы интересов. Все дела, даже самые необходимые, тонут
в болтовне. Все полезное делается не благодаря, а вопреки. Раздолье для
начальства. Чего-чего, а говорить оно умеет. И ,- «любая инициатива наказуема,
поощрение непричастных, наказание невиновных» ( из собрания популярных
в то время анекдотов ).
С гидрометом я пересекся случайно, хотя ничего случайного
в этом мире не бывает. Для проведения какой-то съемки они арендовали «Экопатруль-1»,
где стояла аппаратура нашей разработки,- результат конверсии. А я был как
бы при аппаратуре и , естественно, ожидал проявления интереса. Интерес
был, но какой-то потусторонний. Так сказать за границей их мира. Красивые
картинки,- и все!! Было обидно и непонятно.
Но какие-то связи установились, и я узнал, что гидромет
стал университетом, никого из моих учителей уже нет ( из последних- умер
Тюряков Б.И., руководитель моего дипломного проекта ), но меня лично как-то
помнят. Долгое время на курсе была практическая работа по акустике океана
по материалам моего диплома, и Борис Иванович непрестанно меня рекламировал.
В дальнейшем меня стали приглашать на зимние и летние
студенческие практики в г.Приморск. С проливом Бъеркезунд, о. Западный
Березовый и г. Приморск меня связывали юношеские воспоминания: первая шлюпочная
практика, первая влюбленность, ставшая содержанием моей семейной жизни,
первые опыты в измерениях. Поэтому я легко соглашался и с увлеченностью
изучал «племя младое, незнакомое» и то, чему и как его учат. И именно в
последнем меня настигло глубокое разочарование. В начале третьего тысячелетия
было потеряно все обаяние процесса познания и непрерывных открытий конца
второго, и ничего не дано взамен. Хотя открытия лежали прямо у стенки пирса.
Но их надо было просто грамотно измерить и зафиксировать. А как раз этому-то
и не обучали.
Бъеркезунд- потрясающий полигон. И для исследований,
и для обучения. Дело в том, что несмотря на низкие величины солености,
ее вертикальная изменчивость превосходит наблюдаемую в океане. И плотностное
расслоение, естественно, тоже. Сам пролив- это канал, относительно глубоководный,
подверженный влиянию всей водной массы Балтийского моря. И, наконец, закрытость
канала позволяет организовать непрерывное и достоверное наблюдение перестройки
плотностной структуры, которая происходит регулярно, с синоптической периодичностью.
Благодатное поле для изучения физической сущности происходящих в океане
процессов и воспитания исследовательских навыков. Каждая серия наблюдений
потенциально беременна открытием.
О запутанных путях и перспективах развития океанологии нужно говорить
отдельно.
Так уж сложилось, что океанология развивалась экстенсивно,
путем накопления информации. Ничего не скажу плохого про Белинзгаузена
или Дм. Лаптева, а уж адмирала Макарова помяну с благоговением, и Нансена
с Амундсеном- тоже, но объективно оценивая путь, пройденный в познании
океана, вынужден констатировать,- ничего хорошего! Мы сами себя загнали
в тупик,-- бесперспективное накопление разнородной и не всегда достоверной
информации. При всем том, ее интерпретация проводилась исходя из геоцентрических
представлений о мире. Именно отсюда произрастают оценки скорости вертикального
обмена , которые не согласуются ни с какими данными измерений, и тем не
менее, упорно поддерживаются и развиваются. А все дело в том, что если
свести океаническую циркуляцию к двумерной, уравнения движения ( в классической
форме,- мы к этому еще не раз вернемся, т.к. я их отрицаю) можно решить,
при заданных начальных и граничных условиях. Только это не имеет к реальному
океану никакого отношения! Так, упражнение матфизики,- и только!
Матфизику я уважаю. Пока она не начинает моделировать
процесс дефекации, когда я нахожусь на горшке. И утверждать, что это и
есть истинный процесс, а не мои ощущения!
Боюсь, что Вселенная разумна, и океан- часть ее.
А мы, со всеми нашими потугами на конечную инстанцию осмысления всего существующего,
-не более, чем муравьи у меня на подоконнике на даче.
Однако, оставим теологию для специалистов.
Глобальная, географическая направленность развития океанологии
заталкивает ее в тупик. В прикладном смысле она оказывается никому не нужна.
Не брать же в расчет интересные для обывателя разговоры о потеплении- похолодании,
волнах- убийцах и Бермудском треугольнике. Можно строить сколько угодно
схем придонной циркуляции и механизмов формирования глубинных вод, но одно
пропущенное цунами в Индийском океане ярко показывает всю несостоятельность
так называемой науки. Нужно ведь обслуживать функционирование конкретной
буровой платформы, конкретного трубопровода, плавание конкретной подводной
лодки и надводного корабля, строительство конкретного порта ( одни наводнения
дорогого стоят!) А здесь- то у науки кишка слаба. Сунул- вынул прибор и
100 листов демагогии! Вместо оперативного обеспечения.
К слову сказать, пройдусь по метеорологии. Все- таки она
ближе к богу.
Известны и непрерывно наблюдаются со спутников циклоны-
антициклоны, ветры на высотах, мощные машины считают круглосуточно, а за
пределами синоптического периода- пшик! (Но- слово хорошее, синоптический
период!) Ярчайшее следствие глобального, географического подхода, какой
бы не закладывался навороченный матаппарат.
Пройдусь и по матаппарату. Раньше, когда программы писались
и отлаживались годами, машинное время «пробивалось», результаты расчетов
казались самодостаточными,- сколько времени и сил потрачено! Сегодня любой
ребенок с увлечением играет в стелялки- пулялки и может менять условия
игры в процессе ( суть моделирования ). Можно смоделировать самые невероятные
условия. Вот появились сообщения о наблюдаемых волнах-убийцах. Островский
и Пелиновский из ИПФ ( Гапонова- Грехова ) практически мгновенно разработали
теорию уединенных волн ( солитонов), а толку, т.е. конкретной пользы в
оперативной работе?
Сразу оговорюсь,- у меня нет готовых рецептов. Ясно
только, что что-то не так ….в консерватории ( по Жванецкому ). Надо коренным
образом менять подход к образованию.
В мое время нас учили, по-моему, адекватно практическим
потребностям. МГГ, МГС, корабли погоды, сверхдальнее распространение звука
в океане, внутренние волны, дальние походы, буйковые станции. Другое дело,
что надежды на накопление информации оказались несбывшимися. Но где другая
идея? Не в моделировании же? Как сказал один мой коллега, в машину что
засунешь, то и вынешь!
Может, лучше внимательно присмотреться к конкретному району,
пусть небольшому, но с сильной динамикой процессов и их регулярной перестройкой?
И попытаться устанавливать закономерности общего из частного, но подверженного
в интеграле всем внешним воздействиям,- и бароклинности, и баротропности,
и турбулентности, и инсоляции, и нагону, и приливам, и ветру, и волнению.
Может, здесь придет на ум замечательная, объединяющая и продуктивная идея?
Надо в корне менять подход к образованию!
Современный студент приходит учиться уже свободно владея
компьютером. Речь, конечно идет не о программировании, а о пользовательских
навыках. Но и от этого- огромная польза. Обучение должно стать более наглядным,
образным. Можно показать процессы в динамике. Но необходимо ежеминутно
подчеркивать модельность, т.е. искусственность наблюдаемых процессов. В
реальном океане все на порядки сложнее и многограннее.
И наконец, накатанность обучения. Надо понимать, что вместе
с теориями мы передаем и заблуждения , некую одностороннесть или общепринятость.
В 20 лет взгляд более свежий, не обременен знаниями и авторитетами и он
дает возможность взглянуть на проблемы как бы со стороны здравого смысла.
Все это теряется по мере сдачи зачетов и экзаменов. Зачли- значит правильно,
и чего тут искать и сомневаться. Лучше уточнить значение какой-либо константы.
И преподавателю будет приятно, и тебе- польза.
Приведу только один пример возможных рассуждений. Изучение
физики океана начинается со структуры воды. И далее показывается, что молекулы
воды имеют избыточную внешнюю энергетику, нереализованные связи. Это может
приводить к макроассоциациям нескольких молекул. А если вспомнить,
что морская вода- электролит в магнитном и электрическом поле земли, то
вариантов возможных ассоциаций разного размера может быть сколько угодно.
А теперь представим себе движение ассоциаций воздушных шариков разного
размера ( упруго взаимодействующих ) или мыльных пузырей сливающихся- распадающихся
наподобие амеб ( живых организмов!!!) Законы этого движения, конечно, будут
другими. И вся термодинамика, гидродинамика так же будет отличаться от
общепринятой. А все измышления об изменении свойств воды под воздействием
информационного поля и так называемая память могут получить подтверждение.
При этом я не утверждаю, что не надо изучать физику океана
в традиционном виде. Не надо только представлять ее, как истину в последней
инстанции.
А теперь перейдем к основному вопросу. Как, по моему,
естественно, мнению нужно готовить океанологов.
Прежде всего нужно определиться, для каких практических
задач их нужно готовить. В какой области практики они могут быть задействованы
на ближайшую, и более отдаленную, перспективу?
Как всегда, начнем с истории вопроса. В мое время ( 60-е
и 70-е годы прошлого века ) основной задачей прикладного использования
океанологов был сбор , оценка и первичная обработка информации, планирование
съемки. Информации вообще было мало и казалось, в этом-то все и дело. Строились
новые пароходы, экспедиции становились круглогодичными ( корабли погоды),
человечество объединялось для совместного сбора информации ( МГГ, МГС ).
Технология проведения наблюдений была трудоемкой, результаты иногда настолько
озадачивали, что казались ошибкой измерений. Потребитель был большой и
богатый,- государство. А как уж оно использовало результаты_ тайна за семью
печатями. Во всяком случае, вопросы на эту тему считались неуместными.
Из нас и готовили пахарей моря и жнецов информации. Частные приложения
терялись за глобальными задачами. Но при первом же прямом применении для
обнаружения подводных лодок противника и обеспечении скрытности своих лодок
океанология обнаружила абсолютную несостоятельность. Ни аппаратура, ни
дискретная методика измерений, ни накопленные массивы информации не позволяли
даже модельно оценить проблему «здесь и сейчас». Локально океан оказался
очень далек от всех моделей, которые считались ( и до сих пор считаются
в определенных кругах ) общепринятыми.
Но это только одна сторона вопроса. Освоение шельфа ( настоящее
и будущее ), продуктопроводы, проложенные через моря, оперативное обслуживание
буровых установок и обеспечение экологической безопасности требуют специалистов,
ориентированных на исследование локальных особенностей, мелкомасштабных
характеристик и короткопериодной изменчивости свойств океана.
А это- другая методика исследований, другая аппаратура
и, возможно, другая физика процессов. Значимым становится не дискретное
измерение свойств ( температуры, солености, физико- химических параметров)
, а регистрации процесса изменчивости и выявления связей между изменчивостью
разных полей, то есть проведение одновременных синхронных измерений по
наибольшему числу параметров. А этому- то как раз и не учат.
В современной океанологии обозначились три главных
направления интенсивного развития.
Первое ( и- главное ), технологическое, связанное с аппаратной
технологией исследования океана.
Второе ( узловое ) связано с исследованием динамики процессов
в океане.
И третье ( прикладное ),- откуда, по идее, должны приходить
деньги на развитие первых двух.
Если мы оглянемся назад, в историю развития океанологии,
то направления развития определялись влиянием океана на деятельность человека.
Прежде всего человека интересовали ветер, течения и волны. Ну, с развитием
судоходства, еще глубины, особенно в прибрежной части. Отсюда- и технологии.
Ветер: плюнул-дунул- посмотрел. Течения- куда приплыл сам, или брошенная
тобой бутылка. На волне- «поворачивайся лагом, только полный вперед!» В
общем: сунул- вынул- побежал! Хорошая мысля приходит опосля!
Набор дискретной разновременной информации сильно стимулировал
умственную деятельность. Рождались гипотезы и гипотетические теории, модели
«из общепринятых физических соображений». В свою очередь, в бескомпромиссной
научной ( а чаще- околонаучной ) борьбе, гипотезы становились общепринятыми
теориями ( или общепринятыми заблуждениями, школами научных направлений
) . Этот лавинный ком докатился и до наших дней и существует в виде физической
океанологии, которую прививают нашим деткам, начисто отбивая естественную
детскую любознательность. Принцип исследований «сунул- вынул- побежал»
торжествует до сих пор! Теориям он не мешает, так как всегда позволяет
получить нужное подтверждение.
Правда, с глубинами- похуже, можно и на мель сесть. Поэтому
объективная акустика опередила всех: и СТД- зонды, и исследования микроструктуры,
и исследования турбулентной диффузии.
На сегодня главный технологический прорыв в исследовании
реального океана я ожидаю именно от акустики. Смотрите- трехмерные картинки
от многолучевых гидролокаторов бокового обзора в корне изменили наши
представления об изрезанности и подвижности рельефа дна. А это- самое стабильное
в океане. Всегда, казалось, проблемы были только в сопряжении координат
измерений. Акустический доплеровский профилограф скорости течений ставит
жирную точку на измерениях в точке. Ближайшая перспектива- трехмерная динамическая
картинка движений в реальном, а не придуманном океане. Вопрос только в
возможностях вычислительных устройств, а он решается быстро. Уже сегодня
акустическая томография океана позволяет одномоментно увидеть распределение
пространственных звукорассеивающих неоднородностей в толще. А их трехмерное
представление завтра? Вот тогда- то и проявится вся несостоятельность наших
сегодняшних представлений об океане, хотя она уже лет 20 как очевидна практикующим
океанологам.
Несомненно, что динамика реального океана завязана на
разрывность движений ( плю- на уравнение неразрывности, продажную девку
замыкания уравнений движения )! Кто хоть когда- либо сталкивался с турбулентностью
и диффузией в океане, не будет ни капли удивлен. И все проблемы трансформации
энергий, турбулентности, волновых движений, включая солитоны ( уединенные
волны ) связаны именно с этим. И ключ в исследованиях этих проблем в отказе
от геоцентрического подхода к физике океана, а в изучении сугубо локальных
свойств. Что прямо согласуется с прикладными приложениями океанологии.
«Здесь, и сейчас»- вот лозунг и направление всех исследовательских работ
и подготовки специалистов, которые закроют славную, но грустную страницу
в изучении океана.
Некоторые соображения.
1. Книг по общей океанологии было и будет много. Они хорошо отражают
географические представления об океане и, исходя из этих представлений,
трактуют физические процессы в нем.
2. В любом случае, это только интерпретация, к реальному океану не
имеющая отношения. Плод фантазии и ума.
3. Реальный океан - другой, еще неизвестно- какой. Это- все равно,
как по форме головы делать выводы о физических процессах в ней происходящих.
4. Надо попытаться взглянуть на океан изнутри, с точки зрения зонда,
который в нем дрейфует и, желательно, с максимальной подробностью, а не
1 отсчет в час, день или месяц.
5.Я провел "in situ" в общей сложности больше 3 лет , наблюдая информацию
по всем доступным на тот момент измерителям полей во всем диапазоне частот
( от средних значений до пульсаций в сотни Гц ) и не могу сказать, что
у меня сложилось какое- либо связное представление о происходящих в океане
процессах ( мы решали и решили задачу обнаружения изменений физических
свойств среды после прохода ПЛ на фоне реальной изменчивости). Кроме
одного- все, чему нас учили и учат- туфта, не имеющая к реальному океану
никакого отношения. Любая модель это только игра ума, развлекуха, самодостаточная
внутри себя и хороший тренинг для целей образования, если только помнить
о том, что к реальному океану она не имеет НИКАКОГО отношения. Кстати,
за более чем 30 лет ЦНИИ"Крылова" так и не смогла создать реальную практически
приемлимую модель следа. А уж силы, средства и умы у них были. И АН во
главе со всеми академиками ничем не отличилась в этом плане.
6. Дерзайте, конечно, но надо попытаться освободиться от влияния всего,
чему учили и МЕРЯТЬ, МЕРЯТЬ, МЕРЯТЬ !!!
Никто не собирается отменять модели и теории. Надо только сказать, давайте
отвлечемся от всех многообразных воздействий, будем считать землю плоской
и стоящей на трех китах, и вычислим, куда же мы придем, если пойдем направо.
А затем,- налево.
И ничего страшного, что к реальной земле это не имеет никакого отношения.
Любое изучение складывается из трех составляющих: наблюдение, измерение,
осмысление.
Наблюдение, чтобы оно не выродилось в простое круговращение
головы с возгласами «ах, как интересно», должно быть спланировано исходя
из поставленной задачи. Хорошо, если задача не внутренняя от изучаемого
предмета, а внешняя,- от конкретного потребителя. Отсюда проистекает и
финансирование, и так необходимая исследователю поддержка.
|