|
ИЗ-ЗА ОСТРОВА КУВШИНА
Из-за острова Кувшина попугать английский флот,
громыхая дизелями, вышел наш атомоход. Эти стишки, рассказанные бывшим
старпомом, а далее моим коллегой, почему-то ассоциируются у меня с первой
дизельной лодкой, на которую разместили нашу исследовательскую аппаратуру
для отработки технических решений.
Остров Кувшин вообще-то находится в Мотовском
заливе, а мы стояли на 35 заводе, в Росте. Жили на Дежнева, базе атомохода
«Ленин», в 5 минутах от проходной завода. Для нас снимали несколько двухкомнатных
квартир.
Дизельная лодка проекта АВ611 вообще-то была
первым советским ракетоносцем. У нее была большая, 6 метров высотой, рубка,
куда ракета и помещалась. Там было комфортно курить в надводном положении
( если не качало). А в надводном положении лодка находилась часов 8 (била
дизелями зарядку аккумуляторов) через каждые 8 часов подводного плавания
( на электромоторах ). Под номинальным наблюдением СПМБМ «Малахит» ( проектанта)
мы могли делать с этой лодкой, что хотели : сверлить дырки, ставить сальники,
варить на корпусе и внутри. Завод с удовольствием ( с минимальным стимулированием
сверху и сбоку) помогал нам в этом. По-моему, первый мой выход с выпиванием
традиционного двухлитрового колпака забортной воды и последующим целованием
подвешенной кувалды ( предпочтительно, при качке) состоялся в самом конце
1971, или в самом начале 1972 года.
Конечно, приборы для обработки сигналов были
самые современные, запрещенные к продаже в СССР. Их покупали через третьи
страны по баснословным ценам. Забортные же приборы делали сами, как умели.
Их просто еще не было нигде в мире. Океанологи пользовались ртутными опрокидывающимися
термометрами. Редко, в основном в агротехнике, использовались термисторы.
Все начиналось с нуля. При этом считалось, что все вопросы уже решены,
только вот разобраться бы с океаном. По каким законам и правилам он живет.
Ну, я-то знал об океане все. И какие водные массы,
и по каким законам они перемещаются, и вообще- все! До первого выхода в
море.
Измеренный горизонтальный градиент температуры в
1 градус Цельсия на 100 метров поверг меня в ступор. На глубине 60 метров
ощущалась качка при поверхностном волнении 3-4 балла. Ни по какой методике
расчета нельзя было получить значимых величин орбитальных скоростей и амплитуд.
Я рисовал изотермы, как учили, и обнаруживал фронты через каждые 500 метров.
Тогда же получил первый втык от зам. главного Чекина Аркадия Константиновича
за комментарий « опять блин» : «уберите с моих глаз этого Завиловича, который
блины печет!» Позже я увидел ИК-съемку с самолета поверхностной температуры
Баренцева моря,- сплошная чешуя замкнутых изолиний. Авторы объясняли это
помехами, а я уверен, что все так на самом деле.
Из первой командировки я вернулся с бородой.
Ходил так, пока бдительная вахтерша не отобрала пропуск. Помощник директора
по кадрам кричал: « ненавижу тех, кто вместо работы обихаживает свою бороду».
Я указал на висящий в кабинете портрет Ленина. «Да это же чистейшая борода!»,-
воскликнул зам. «И у меня не грязная»,- флегматично заметил я. Начальник
охраны, вручая пропуск с новой фотографией, заметил: « сбреешь, будешь
ходить, как Ленин». « Это как?»,- поинтересовался я. «А без пропуска!»
Горшки и сальники текли, везде капало на дорогую
импортную аппаратуру, сон был тяжелым от СО, казалось, можно проспать несколько
суток подряд. Мы ощущали себя героями и первопроходцами.
Все только начиналось!
|