|
ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ АЭРОФЛОТА
Посвящается Женьке Рыгачеву
Где-то с 1986 года лодки 971 и
945 проектов стали выпускаться с нашей, уже принятой на вооружение, аппаратурой.
На Востоке конечный этап сдачи
проводился в поселке Большой камень под Владивостоком. Собственно, весь
поселок и был сдаточная база. Многочисленные общаги для
специалистов со всего Союза,- облупленые стены, специфический запах временного,
но постоянно заполненного жилья , повальное пьянство , правда без кровавых
разборок. Все- таки лучшие специалисты самых передовых для того времени
технологий. Тут были специалисты по ядерным, электронным, акустическим,
неакустическим, турбинным, оптическим, гидравлическим, торпедным и всем
другим технологиям, задейстованные при формировании облика современной
подводной лодки, к тому же предназначенной для поиска и уничтожения других
подводных лодок. Этакий подводный охотник.
Нашу систему, не мудрствуя лукаво, отнесли
к разряду неакустических, хотя правильно было бы ее назвать системой океанологических
измерений для решения прикладных, специфических задач.
Система выделялась из ряда других тем, что
не имела истории, опыта сдачи- приема серийных образцов и вообще являлась
первым непосредственно практическим приложением интеллектуального клуба
почитателей океана под обнаученным названием океанология. На самом деле
для -логии в этой науке было маловато репрезентативных данных измерений,
а ведение было скорее веданием, то есть гаданием на океанской гуще с использованием
известных законов физики и математики.
Процесс сдачи-приемки так же существенно
отличался от других систем, что вызывало большое непонимание со стороны
военной приемки, привыкшей к конкретике,- ТТХ, так отмерь и отрежь, вынь-
и положь!
Если бы не вице-адмирал Александр Михайлович
Устьянцев, бывший командующий флотилией в Гремихе, с которым я вел продолжительные
беседы в период эксплуатации опытных образцов ( в то время уже ставший
главой всей военной приемки ), еще неизвестно, где бы я праздновал новый
год. Директор завода Павел Сергеевич Белый и директор сдаточной базы Анатолий
Иванович Адаменя, почему-то проникшиеся ко мне глубочайшим уважением и
всегда поселявшие меня в гостиницу госприемки ( один раз даже в трехкомнатный
номер председателя госкомиссии ), никак не хотели меня отпускать до утряски
всех вопросов, хотя и вопросов-то уже не могло быть никаких. Так
и продержали меня до 30 декабря ( итоговый выход, план года, годовой бюджет
всего Приморского края ). После напряженной беседы с председателем постоянно
действующей госкомиссии военной приемки в присутствии всех ответственных
сдатчиков и проектантов и использованием неформальных ссылок и сленга,
все вопросы, включая необходимость моего участия в выходе, были сняты,
и я отправился к Адамене требовать сатисфакции,- доставки домой.
Анатолий Иванович ( не последний человек в
окрестностях Владивостока ) пообещал транспорт и билет на самолет.
Утром 31 декабря автобус ПАЗ с выбитыми и
заделанными фанерой стеклами и помощником директора по всяческим вопросам
стоял у спецгостинницы.
Вместе с вещами и моим бессменным соратником,
регулировщиком завода им.Кулакова, Женькой Рыгачевым мы погрузились в автобус
и отбыли в сторону аэропорта.
Теперь самое время объясниться, почему этот
опус я посвятил Женьке.
Женька появился в моей жизни после сдачи первой
же лодки с нашей системой. На предварительных испытаниях система работала
нормально ( то есть в соответствии с ТУ), только вот один цифровой индикатор
не желал показывать цифру. Я сердцем понимал, что это- быстро устранимая
ерунда, но когда ответсдатчик притащил паяльник и потребовал, чтобы я прямо
на месте неисправность устранил, просто не знал, что делать. Совать паяльник
в прибор мало того, что мне было запрещено, но еще и чревато. Во все следующие
поездки я отказывался ехать без регулятора с завода-изготовителя.
Так Женька стал моей палочкой- выручалочкой и ни
разу не подвел. Даже когда мы прочно застряли в заводе ( а там каждый день
что-то сдается и обмывается), он вытащил меня в тайгу, поселок Новая Москва,
единственный автобус в 4 утра. Осень, сплошной по щиколотку ковер
из листьев, лимонник, кедры и кедровые орехи, за которыми за неимением
ветра он залезал ( это с бодуна-то) буквально вытащили нас из пьяной круговерти,
а дальше было все нормально. Ведь главное в этом деле- прийти в себя.
Еще много чего было связано с Женькой. И как засекли,
что он ночует в моем трехкомнатном номере, и икра лосося в трехлитровой
банке подешевке с местного рыбзавода.
И вот мы приехали в аэропорт. Билетов, естественно,
не было никаких и никуда. И самолеты не летали уже дня четыре. Но помощник
исчез со стороны билетных касс и вынес нам два билета на ближайший плановый
рейс. Мы номинально отблагодарили помощника обедом на последние деньги
с бутылкой коньяка в аэропортовском ресторане, в котором нас, благодаря
помощнику, обслужили задешево (коньяк) и быстро.
Помощник уехал в свой Большой камень готовиться
к новому году, а мы- остались ждать посадки. Начало регистрации определялось
легко по некоторому оживлению за стойками. Стойка регистрации определялась
благодаря опыту и интуиции. Вычислив, мы с Женькой заблаговременно блокировали
окошко с двух сторон. Не тут-то было! Нас тут же отмели, как имевших
билеты без места. Регистрировали ( по нашим наблюдениям ) кого ни попадя
со всех отложенных рейсов, но не нас. Мы стойко держали окошко до окончания
регистрации. И наконец, когда регистрация и посадка уже были закончены,
в результате каких-то непонятных переговоров нас зарегистрировали.
«Еще не вечер»,- сказал я Женьке, и мы ринулись
к самолету. В самолет ( без места) влетели на крыльях и заняли первые же
свободные места подальше к хвосту.
«Еще не вечер»,- сказал я Женьке, и начались
разборки. Мужа отрывали от жены и высаживали, выкидывали всех (на наш взгляд),
кто попадался на глаза.
Мы затаились сзади, как мыши. Только что под сиденья не забрались.
Дверь закрылась, и самолет начал выруливать на полосу.
«Еще не вечер»,- сказал я Женьке, и мы взлетели.
Первую посадку ( не по маршруту) сделали
в Хабаровске. Самолет зарулили куда-то в сторону, более половины пассажиров
вышло. Никого не сажали. Самолет был полупустой.
«Еще не вечер»,- сказал я Женьке, но
не будем гадать.
Подъехали заправщики, и я в первый раз
увидал ( а летал много ) как самолет заправляют не с крыльев, а с носа.
Потом в полупустом самолете всех попросили пересесть из носовой части в
хвост.
По полосе самолет разгонялся тяжело, долго,
надрывно гудели моторы. Самолет с трудом оторвался от земли и начал набирать
высоту. Посадку совершили в Омске. Дальше все было, как обычно. Летевших
высаживали через накопитель, самолет заполнился пассажирами полностью.
Благодаря временным поясам мы успели к празднованию
нового года. Я успел даже елочку купить.
Ту-154 превысил плановую дальность беспосадочного
полета на 2 000 километров. Видимо, экипаж тоже новый год хотел отпраздновать
дома.
Ну как не повторить: «ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ АЭРОФЛОТА!!!»
|