|
ОБНАРУЖЕНИЕ
памяти В.В.Харлашкина,
Маринеско 3 дивизии.
Цель плавания любой противолодочной
лодки- найти и уничтожить.
И при всем том, самой не быть обнаруженной.
Задача почти неразрешимая.
Почти.
Надводные корабли вовсю пилят активной акустикой.
Но и это не спасает. Помню, как Харлашкин под винтами кораблей сопровождения
вошел внутрь ордера авианосного соединения, всплыл под перископ и орал
на всю лодку: « вижу заклепки на его борту!» Только что «пузырь» дать поостерегся.
Или, потеряв контакт, Харлашкин сутки носился
по дуге большого круга на скорости 25 узлов, когда уже ничего не видно
и не слышно из-за собственных шумов.
Признак подводной лодки- шум турбины. Надводные
корабли обычно ходят под дизелем,- много экономичнее. Хотя, бывает, и под
турбиной. Но на волне в шуме турбин всегда присутствуют вариации ( изменение
интенсивности сигнала). Помню такой случай. Доклад акустика: « шум турбины
по курсу…., вариации отсутствуют». Начинаем маневрировать, определять курс,
скорость, дистанцию. Заходим в «хвост», совершаем «подскок», всплываем
под перископ. Последний маневр- мазнуть РЛС. Если «горизонт чист», можно
сверлить дырочку в кителе. Доклад: « визуально- нефтедобывающая платформа».
У нее тоже турбина работает, а состояние поверхности моря- 0 баллов.
Очень трудно заставить командира начать маневрирование
по сигналу. Русаков Юрий Константинович говорит мне: «ты все докладывай,
я на карту наношу». А потом приглашает меня к штурману,- все доклады точно
ложатся на 200- метровую изобату.
Переход расписан по графику- из пункта А в
пункт В. Любое отклонение от графика- ЧП. Заставить командира «порезвиться»
невозможно. Чтобы «сломать» традицию потребовался прямой приказ Александра
Валерьевича Троицкого, ком. ПЛС флота и такой бесшабашный командир, как
Харлашкин.
Я его смог завернуть на переходе, практически на рубеже. И удачно.
Одна из девиц отдела обработки прибегает в
отдел, вся взволнованная. А Завилович-то, тихоня, с какой-то француженкой
связался. Сейчас все руководство собралось, решают, что с ним делать.
Обнаруженная лодка действительно была французская.
Она выпустила все возможные имитаторы, интенсивно маневрировала, но потом
всплыла и была сфотографирована самолетом ПЛС. Правда, в шуме присутствовали
какие-то нехарактерные сигналы. Как оказалось, у нее отвалилась обшивка,
она всплыла и вошла в территориальные воды Норвегии, видимо, на ремонт.
Были и казусы.
Командир приглашает меня как-то в центральный. «Посмотри,-
говорит, в перископ, это ваш пароход?» Смотрю- «колесо обозрения» на корме.
Точно «Кайра», наш пароход по надводной тематике. Командир говорит, что
по плану похода у него обеспечение этого парохода, а он не выходит на связь
по УКВ.
Ладно,- говорит, я подвынырну на ходу, и пойду по плану.
Через 2,5 месяца мы вернулись из автономки,
и я зашел на полигон. Встречаю Мишу Козела, радостного такого. Спрашиваю,
«чем озабочен?» Он рассказывает, что очень удачно отработали, а потом лодка
всплыла. Сфотографировать не успели, но по каталогу определили точно тип.
Меня как осенило. Называю дату и время. Широкие глаза, удивление аж за
ушами. Излагаю ситуацию. Непонятно, чего больше в глазах, удивления или
страха. Все раззвонено и отчет «об успехах» почти готов. «Молчи»,- говорит
умоляюще. Я и молчу, больше 20 лет.
А Володя Харлашкин умер после рядовой операции
по поводу язвы. Просто операция состоялась накануне 7 ноября.
|