|
ДЕРЕВНЯ
Деревня Валя ( ныне- Подборье ), откуда родом
моя мать, расположена в болотистых местах между Тихвином и Волховом, на
Вологодском тракте. От Тихвина ( по старой дороге ) ее отдаляют километров
50, от Старой Ладоги- километров 60-70, это как считать, через болота или
вдоль реки Сясь. Места эти болотистые, комариные, глухие, таежные. Это
издревле, я имею ввиду. Местные здесь изначально- вепсы, финно-угоры, по
названиям деревень видно: Весь, Иссад, Прошкенцы. Скандинавы ( шведы )
хаживали сюда набегами и ген насеяли среди местных, так что у моего деда,
например, через вепскую конституцию явно проступает окладистая скандинавская
борода и проникновенные глаза. До крещения вепсы ( как и скандинавы ) сжигали
своих умерших. Всех простых- в одном месте, и заваливали камнями. Получался
холм предков. На берегу Сяси есть такой холм, и я думаю, что кости и моих
предков покоятся там. Не имея развесистого древа, приятно сознавать, что
я-то могу поклониться далеко дорюриковским истокам.
Мне кажется, что еще в середине 50-х ( я застал
это время ) деревня сохраняла свой вековой устав. Ну, вместо отработки
на барина была отработка в колхозе, а вместо оброка – обязательные поставки
государству.
Крепостничества не было, но и паспортов не выдавали.
Какая разница, чем привязывали крестьянина к месту. А вместо порки на конюшне,
люди просто изымались из деревни на определенное приговором время.
Были в роду и исчезнувшие бесследно, и отсидевшие
по приговору. Дома- то остаются, особенно добротные.
Вот едем за морошкой на Бесовку ( бабка моя оттуда
). Тетушка Таня показывает на дом. Говорит, что здесь дядька ее жил ( брат
моей бабушки ), лавку держал, так на все церковные праздники босиком поздравлять
ходили за 3 километра. Зато накормят. А в своем-то доме детей- 12. Сахар
только над столом, подвязанным куском на веревочке видели. Кололи
щипцами- по большим праздникам.
Корова, правда, была в каждом доме. Не прожить иначе.
Косили всей семьей по неудобьям. У каждой семьи своя пожня была. Далеко,
километров за пять от деревни, где-нибудь в излучине реки, куда колхозу
не добраться и не вывезти. А на себе или зимой вывезти можно.
Раньше земля была либо монастырская ( Зеленецкого
монастыря ), либо господская. И нарезали ее на семью «по душам», сколько
мужиков в семье, столько и душ. Десятую часть урожая сдавали в оброк. И
еще на господской (монастырской) земле отрабатывали.
Это потом вся земля колхозная стала, а на семью, хоть
какую,- 15 соток.
И не дай Бог, на колхозную землю залезть или корову в
потраву запустить.
Коров пасли по подлескам, и опять же, в излучинах реки
Валечки, благо излучин у нее великое множество.
Церковные праздники исправно отмечали и в мое время. У
каждой деревни был свой церковный праздник. По обычаю, в гости и за 12
километров ходили к родственникам ( дальше уже пешком не дойти ). Варили
пиво ( самогон- ни-ни, с этим- строго), делали бадью нехитрого винегрета-
салата, напивались до отключки, а наутро, поправившись,- обратно. Дети-
тут же, перепадало и им.
Пьянство- дело нехитрое. Если ребенок хныкал ( болело что-то ), соску
в водку- и в рот.
По деревне породненность была всеобщей. У меня,
например, нет ни одного дома, где бы не было в той или иной степени родственника.
К слову, традиции не умирают. Внучатая племянница
моего отца (из Донецка ) и племянник моей жены (из Ленинграда ) породнились
с мамиными, а следовательно, и моими родственниками из деревни. Такая вот
спираль развития!
Хрущев, с его идеей общественного хозяйства, деревню
разрушил. Коров теперь в деревне нет, только козы, о которых раньше и не
слыхивали. Молодежь устраивается работать в городе, поля заросли сорной
травой, а скотник благополучно растащили на хозяйственные нужды. И то-
от него вреда было много. Навоз сваливали в реку, и в ней исчезли раки,
сомы и пескари,- забава детства, ловля вприглядку.
|