|
КОГДА УСТАЛАЯ ПОДЛОДКА
Наверное, на первом месте по степени риска стоит
профессия подводника. Далее идут космонавты, спасатели, летчики ( они хотя
бы могут катапультироваться ), шахтеры, и так далее.
Подводников я ставлю впереди всех, прежде всего
потому, что ни сбежать, ни спрыгнуть, ни даже получить помощь советом или
делом. Все-таки космонавтов непрерывно контролируют с земли в режиме нон-стоп
и он-лайн.
С момента первого уравнивания давления в отсеках
становится ясно, что в лодке все равны, и только командир равнее всех.
Узкие проходы не оставляют места для отдавания чести, и только личный авторитет
командира ( а все знают, что он освоил все специальности на лодке,- такова
система повышения квалификации, равной которой по эффективности, нет )
делает его равнее всех. Это он принимает все решения от погружения и всплытия
до покидания и затопления.
Единственная должность, выбивающаяся из всеобщего
правила- замполит. Здесь случаются и курьезы. Так один из замполитов, прибывший
нарабатывать погоны ( папа- зав. ДК КГБ в Москве, на генеральской должности
) вздумал проводить воспитательную работу с нерадивым, по его мнению, матросом
физическим способом, а проще- мордобоем ( в автономке!). Так с ним все
общаться сразу перестали. Смешно было наблюдать, как он пытался разговорить
то одного, то другого, и натыкался на уставное «так точно, никак нет».
И проплавал он в сухом климате, сродни африканской пустыне.
Или прикомандированный от института флота Володя
Комаров, в ранге одинаковом с командирским ( первого ранга ), решивший
в дальнем походе посадить нагрубившего ему мичмана на губу. Ну, это была
веселейшая развлекуха для всего экипажа. Все проникновенно давали советы
по организации места отсидки ( освободить камеру для хранения продуктов,
задействовать гальюн личного состава и др. ) пока, наконец, он сам не понял
всю смехотворность своего положения.
Вообще замполит на лодке нес специфические, отличающиеся
от береговых, функции. Он не столько занимался политработой с экипажем
(хотя попадались и такие), сколько стукачил за командиром.
Гражданские специалисты на лодках при освоении новой техники
были не в редкость, даже в автономках ( на боевой службе ).
В свою первую автономку я отправлялся с некоторым чувством
обреченности. Мысленно прощался со всеми любимыми, сыном. На технической
позиции «провожались» почти до отключки. В лодку загружались в последний
момент перед отдачей швартовых. И- в койку!
С койками на лодках всегда была напряженка. Мы потесняли
личный состав, что особой благодарности не вызывало. Зная проблему, при
очередном переоборудовании на заводе, я пристроил для себя персональную
коечку в выгородке электрогенератора. Было шумновато, зато- отдельно.
Перед выходом в автономку личный состав напрягали донельзя.
Загрузка продуктов на три месяца, сдача зачетов, прием матчасти и
прочая береговая штабная бюрократия. На выходе весь личный состав был «навеселе»
в степени, зависящей от места в походном расписании. После погружения,
первую неделю похода- тишина. Вахта- сон, сон- вахта. Лодка казалась пустой,
только вахта на местах. Через неделю все просыпались и начинали налаживать
матчасть. На этот период приходится наибольшее число происшествий, как
правило без серьёзных последствий ( они появятся на заключительном
этапе похода ). То матросик, надраивая вентиль, повернет его не в ту сторону,
то старослужащий поддует баллон гальюна ( любимая развлекуха ). Если не
взглянуть на манометр ( этому обучают при инструктаже), содержимое унитаза
вылетит прямо в лицо и по стенкам гальюна.
При положительных результах похода во второй- третий
и более ( я ходил в 6 автономок ) идешь уже зная, что предстоит. А много
знания, кроме печали, доставляет уверенность. Кроме того, за предыдущие
походы руководство получает ордена, что доставляет тебе лично авторитета
и уважения со стороны командира и ниже. Выше- тоже. Помню, возвращались
из Гремихи на Марии Еланской. Места были только сидячие в музыкальном салоне
( плыть до Мурманска- сутки ). Так комдив уступил свою персональную каюту,
а сам пошел в каюту капитана. Пустячок, но приятно!
Представляя себя к наградам по результатам похода,
не забывали и нас.
Так, в общей сложности, у меня четыре представления от командующего
Северного флота к ордену Красного знамени, из них три- к боевому!!!
Интересна история с первым представлением после
похода 1981 года.
Бумага приходит в институт, и начинается подковерная
возня. Начальство не знает, что делать, а идти к Генеральному ( Виктор
Владимирович Павлов ) боится. Наконец- вышли ( а Павлов не любил приходов
без предложений ). На этот раз Виктор Владимирович разноса не устроил.
Умнейший человек, сказал- пишите в министерство, как скажут, так и сделаем
. Министерство еще дальше от моря и тематики, чем институт. У него таких
тематик – океан. Рекомендовали: учесть при раздаче слонов по результатам
завершения ОКР.
Остальные представления зашивались в дело без обращения
в министерство.
Правда, при раздаче слонов учли: орден Знак почета,
несмотря на то, что нет ни одной медали, а в личном деле четыре бумаги
из медвытрезвителей.
Еще вспоминается одна деталь. На доклад командира
по результатам похода командующему потащили и меня. Командующий,
выслушав обстоятельный доклад командира лодки, поднимает меня и вопрошает:
«вы подтверждаете доклад командира?» Ответ был, конечно, «так точно!» Кто-я,
а кто- командир!
О характере взаимоотношений с командиром лодки свидетельствует
случай, произведший неизгладимое впечатление на Борю Брука, руководителя
надводной тематики, настолько сильное, что при каждой институтской посиделке
Боря, с откровенной завистью и пиетитом его рассказывал.
Захожу,-говорит, я как-то в свой номер в гостинице Ваенга
в Североморске, а там за столом сидит капРаз и пьет водку. Спрашиваю, кто
такой. Отвечает- Харлашкин ( командир моей подводной лодки ). А где Завилович?
( Я жил в верхней Ваенге ). А далее говорит: «А МЫ БЕЗ ЗАВИЛОВИЧА
КИНО НА ЛОДКЕ НЕ НАЧИНАЕМ!!!»
Представить такое в надводном флоте невозможно.
Там совершенно другой характер взаимоотношений.
Еще во время автономного похода на лодке был такой
обычай. Кроме четырехразового питания ( для всех ) был так называемый командирский
чай, перед киносеансом. На него командир приглашал только тех, с кем хотел
бы неформально пообщаться. И я всегда удостаивался этой чести.
|